27.12.2017, 19:08 808 «В Европе нас знают больше, чем в Казахстане» - Артур Ардавичус

Корреспондент СИА «SPORTINFORM» провел один день в импровизированном тренировочном лагере Astana Motorsports с генеральным менеджером Артуром Ардавичусом, поднялся на пик Пионер, где не в простых условиях провел интервью прямо на высоте.

За полторы недели до старта «Дакара» гонщики «Астаны» забрались высоко в горы, где в непростых условиях готовятся к главному старту года. Они ночуют на высоте 3200, забираются на ближайшие вершины и подгоняют под себя те нагрузки, с которыми им придется столкнуться в Боливии на высоте 5200 метров над уровнем моря.

Уже 2 января вся команда вылетает в Перу, 5 числа поучаствует в официальной церемонии открытия, а на следующий день возьмут старт на 40-м, юбилейном ралли-рейде «Дакар-2018».

В первой части эксклюзива самый известный казахстанский автогонщик говорил о горной болезни, квадроциклах и цене ошибки на предстоящем «Дакаре».

Во второй бронзовый призер самого сложного ралли-рейда в мире сравнил все марки грузовиков, которые пилотировал, поразмышлял об узнаваемости бренда «Астана» и обрадовался тому, что впервые за 11 лет сможет отметить Новый год в кругу родных и близких.

- Сложно забыть ваше сотрудничество с российским штурманом Алексеем Кузьмичем, с которым в 2012 году на «Дакаре» вы заняли третье место в генеральном зачете. Ныне у вас другой партнер – Серж Брюнкенс. Оцените его профессиональные качества. Работать с ним – это ваш выбор или его в свое время навязала команда?

- Это был мой личный выбор. Мы давно к нему присматривались. У него большой опыт выступления на «Дакаре», когда мы познакомились с ним, то он уже проехал 15 подобных ралли-рейдов, при этом в паре он выступал только с опытными пилотами. И когда мы предложили ему долгосрочное сотрудничество, он не отказал. Штурманы – не дураки, они также наблюдают за нами и делают выводы: кто может, а кто нет. В кабине у меня с ним полное взаимопонимание и, как специалисты, мы сошлись.

- Есть ли какие-то технические изменения вашего грузовика IVECO по сравнению с гонкой «Шелковый путь», которая состоялась этим летом?

- Это абсолютно тот же автомобиль. Чуть позже на гонке в Марокко мы потерпели аварию, автомобиль был кривой, его восстановили, но конфигурация осталась прежней. Автомобиль крепкий, надежный, поэтому я, боясь прошлогодней ситуации, когда мы работали с MAN-ном, не стал что-то менять. Тот грузовик перед «Дакаром» мы стали технически наращивать, поставили автоматическую коробку и не угадали с настройками. Из-за этого мы заняли не то место, которое планировали (26-е – прим. авт.), но у нас были очень хорошая перспектива. IVECO сегодня понятен для меня и мы решили оставить существующую платформу и конфигурацию на этот «Дакар» для большей гарантии надежности. Автомобиль один в один, как на Silk Way и на этапе Кубка мира в Марокко.

- За семь лет вашего участия на «Дакаре» вы пилотировали разные грузовики. «КамАз», Tatra, MAN, теперь IVECO. Что вам больше пришлось по вкусу?

- Скажу честно, что тот опыт, который я получил в «КАМАЗ-МАСТЕРС», бесценен. Я немного скучаю по тому Truck-у, тот автомобиль был настолько хорош, что способен конкурировать и сейчас, несмотря на то, что прошло уже три поколения в «КамАзе» и технически угнаться за ребятами очень сложно. А так техническая концепция у всех одинаковая – есть регламент, который заставляет двигаться всех в одном направлении. Единственное, что до нынешнего «Дакара» «камазовцы» катались на 17-литровых двигателях, у остальных команд был 12-литровый. Теперь это все усредняется, однако, как россияне работают с подвеской, заставляет нас им только рукоплескать. Ни одна мировая команда не может угнаться за ними в этом компоненте, несмотря на то, что те амортизаторы, на которых едет «КамАз» делают в Голландии. Даже Жерар Де Рой (двукратный победитель «Дакара» - прим. авт.) на них ездит. Но таких высоких скоростей не может добиться никто.

-Что касается комфорта в кабине: европейские грузовики, наверное, получше будут?

- Спортивный автомобиль абсолютно некомфортный, он заточен на гонку. Но сегодня показатель комфорта стал на 80% выше во всех авто, нежели это было пять лет назад. Они более мягкие – уже нет тех 11-листовых рессор, используют всего 2-3 рессоры, и они изготовлены из других материалов и металлов. Появились новые амортизаторы – все это гасит колебание и вибрацию высокой и низкой частоты. Раньше от этой вибрации вытрясывало полностью.

- Знаменитый «кремжопомазь» вы еще используете?

- Используют все. Кому свое здоровье дороже. Порой у некоторых пилотов на пятой точке образуются огромные мозоли. И мы до сих пор пользуемся проверенным французским средством.

- По словам исполнительного директора Президентского клуба «Астана» Аманбека Кульчикова, расходы на его представителей продолжают сокращаться. Как это отражается на вашем проекте?

- Нас продолжают поддерживать, и я не вижу особенных сложностей в этом вопросе. Да, мы затянули ремни, но главное, что мы в игре – сейчас всем тяжело. Экономика должна быть экономной. Мы отказываемся от каких-то опций и получаем более дешевые перелеты, менее затратные сборы и тренировки. Но я не скажу, что мы чего-то недополучаем. Есть такой термин «оптимизация» - его очень любят использовать в наших реалиях.

- Значит судьба гонщиков Любовь Андреевой и Даниэля Джункаделлы, ранее спонсируемых «Астаной», из серии оптимизации?

- Так и есть. Видимо, та эффективность, которая была, не заслужила одобрения на дальнейшее развитие. Нам сейчас не до «Формулы-1», а у Любы своя стратегия развития, она сейчас работает в Москве инструктором Porsche.

- Можно ли говорить, что недавний редизайн клуба «Астана», в число которых попала Astana Motorsports, вело и баскетбол, говорит о определенных гарантиях и дальнейших перспективах вашего проекта?

- Значит в нас верят и меня это только радует. Грядут перемены и это коснется не только дизайна, а самого формата работы, подачи информации, у нас даже поменялся брендбук. Открываются бутики с нашей экипировкой – это значит мы становимся популярными. Если мы объединяемся в одну группу, нам будет легче работать.

- Помимо спортивных интересов, велокоманда «Астана» создавалась для раскрутки бренда нашей столицы в мире. И похоже, что это получилось. Знают ли команду Astana Motorsports на «Дакаре»? И главное понимают какую страну вы представляете?

- Сегодня бренд «Астана» на «Дакаре» для соперников, как больной зуб. Что же касается болельщиков, то проезжая латиноамериканские страны, мы видим большое количество фанатов, которые размахивают не только атрибутикой нашей команды, но и национальными флагами Казахстана. И это не казахстанцы, а местные болельщики. Многие скандируют: «Астана!». Подходят, берут автографы и фотографируются. Нас знают, и не лично экипажи, а, в первую очередь, бренд. Если в Европе он давно знаком, то сейчас мы переместили его на другой континент. В 2015 году мы выиграли Кубок мира, проехав десять этапов. И все под брендом «Астана». У спорта нет границ и через него можно сильно продвинуть любую страну. Казахстан знают, и знают его только с положительной стороны.

- На Западе велокоманду «Астана» во многом ассоциируют с именем Александра Винокурова. Олицетворяют ли Astana Motorsports только с Артуром Ардавичусом?

- Думаю, что нет. Мы большая команда. Те, кто следит за нашим видом спорта, прекрасно знают и другие наши имена. Может вам кажется, что это удивительно, но они помнят каждый экипаж. На трассе выкрикивают: Артур, Денис (Березовский – прим. авт.), а соперники вообще видят в нас очень серьезных конкурентов. Там, где «Астана», всегда будет высокая конкуренция.

- Если за другими проектами Президентского клуба следят круглый год, то за вашим от случая к случаю. «Дакар», «Шелковый путь» и пару этапов Кубка мира – это совсем немного для такого перспективного проекта. Не чувствуете ли себя в этом вопросе несколько ущемленно? И что хотелось бы поменять?

- Может стоит делать больше PR-а на территории нашей страны, сейчас он в основном идет за границу. Здесь его так не видно, но на Западе очень много. В Европе нас знают больше, чем в Казахстане. Возможно, в этом и заключалась стратегия руководства – популяризовать нашу марку за пределами нашей страны.

- Как сегодня себя чувствует один из самых титулованных гонщиков «Астаны» Денис Березовский, пропустивший целый сезон из-за проблем со здоровьем? Какова его роль в команде? И едет ли он на «Дакар» хоть в каком-нибудь качестве?

- К сожалению, Денис на «Дакар» не выезжает и в следующем году он не попадает в программу соревнований. Он продолжает восстанавливаться после такой серьезной травмы – сломаны шейные и грудные позвонки. Натягивать свое здоровье, чтобы выйти на старт очень опасно. Мы просто можем потерять человека. Приоритет в нашем клубе отдается здоровью, чтобы мы потом говорили о победах, а не о трагедиях. За последние четыре года Березовский выложился на все 100 процентов (Денис является обладателем Кубка мира по ралли рейдам 2008 и 2015 годов, чемпионом ралли марафона SilkWayRally-2016, бронзовым призером «Дакара» в 2017 году, а также неоднократным победителем различных кубковых гонок в классе Т-2 – прим. авт.). Но он нам нужен, без него мы страдаем. Он сам бывший квадроциклист, поэтому его помощь на «Дакаре-2018» была бы кстати.

- А необходимую операцию ему еще не сделали?

- Нет. Он пытается лечится без хирургического вмешательства. В его случае – это шанс 50/50. Хорошо, что он понимает это. Молодой бы получил такую травму, вновь бы стартовал на «Дакаре» и убился. Посмотрите статистику тех гонщиков, которые выезжали туда и, которых больше нет в списках. Вы их больше никогда не увидите. Половина из них в инвалидном кресле. Об этом никто не говорит, но это печальная реальность. А Денис не может ехать даже в качестве менеджера: у него сейчас только две позиции – стоять или лежать, он не может даже сидеть. Он наш лидер, консультант, но от гонок пока освобожден.

- Впервые «Дакар» стартует 6 января, а не как, это было ранее, сразу после Нового года. Это позволяет вам отметить главный праздник в году дома. Сделаете это с особым размахом?

- Я не справлял Новый год с родными уже 11 лет. «Дакар» юбилейный, 40-й. И организаторы расщедрились и сделали гонщикам своеобразный подарок. Все-таки праздник семейный и была общая радость, когда мы узнали об этом. Посидим по-семейному, в размахе своей семьи.

Автор фото: Роман Масленников

Видео предоставлено президентским клубом "Астана" и Романом Масленниковым

  • Поделиться с друзьями:
  • НОВОСТИ
  • Популярное

Комментарии (0)